Отдых в России | Горящие туры | Туристические новости | Форумы | Отдых за рубежом

Анапа
Геленджик
Золотое кольцо России
Кавминводы
Карелия
Крым
Ленинградская область
Москва
Подмосковье
Речные круизы
Санкт-Петербург
Сочи
Туапсе
Полезная информация

Ссылки
Экспорт новостей
Реклама на сайте


 

Отели, гостиницы, отдых в Санкт-Петербурге

[ 15.05.2006 ]

Санкт-Петербург. Биржевой мост

Малая Нева является второй по величине водной артерией Невской дельты, что обусловило в свое время создание на Стрелке Васильевского острова Морского торгового порта


Для соединения Васильевского острова с Петербургской стороной в 1894 г. был сооружен по проекту инженера Н. М. Мазурова Биржевой деревянный двадцатипятипролетный (!) мостовой переход сложной подкосной системы, длиной 326 м, с разводным 14-метровым пролетом в центре. Трасса моста пролегала по оси узкого Зоологического переулка. Мост неоднократно ремонтировали, так как деревянные его части быстро подгнивали. Вот в таком сильно обветшавшем состоянии мост продолжал служить до 1956 г., когда на смену ему был сооружен пятипролетный стальной мост Строителей.Еще задолго до сооружения этого моста стали создаваться проекты моста через Малую Неву.


Авторство пяти вариантов одного из них принадлежало инженерам Ленмост-треста — В. В. Демченко, В. И. Крыжанов-скому и архитектору Л. А. Носкову. Одобренный в 1940 г. вариант пятипролетного стального моста не был осуществлен — началась Великая Отечественная война. Проект моста 1956 г. создавался с учетом ориентации моста по новой, обусловленной планировочным решением данного района, трассе; она заняла положение, почти параллельное оси былого деревянного моста на расстоянии 70 м вниз по течению реки и, минуя узкий Зоологический переулок, вышла на проспект Добролюбова перед Ватным островом на Петроградской стороне.


Авторами проекта — инженерами В. В. Демченко и Б. Б. Левиным, архитекторами Л. А. Носковым и П. А. Арешевым были внесены некоторые изменения планировочного характера в восточную оконечность Васильевского острова и у въезда на мост на Петроградской стороне. По аналогии с закругленной набережной у Дворцового моста авторы заменили прямолинейный отрезок набережной Макарова, у полукружия, подпорной гранитной стенкой криволинейного очертания. В результате Стрелка приобрела явно выраженную ось симметрии. Более радикальным планировочным изменениям подверглась правобережная территория, где путем засыпки мелководной части реки на пересечении Мытнинской набережной с проспектом Добролюбова была создана предмостная площадь.


Новая переправа сооружалась в весьма ответственном окружении. Мост должен был занять место правого крыла архитектурной композиции, центром которой является комплекс уникальных зданий Стрелки Васильевского острова. Создание симметричной композиции из двух мостов и ансамбля Стрелки стало основным направлением при проектировании моста Строителей. Авторы проекта совершенно правильно оценили ситуацию, в которую вводился новый объект, а их стремление придать ему внешние формы, подобные Дворцовому мосту, вытекало из понимания важности его роли в создавшемся ансамбле.


В техническом проекте был принят вариант пятипролетного стального арочного моста со сквозным над арочным заполнением. Его пролетная формула (37 + 43,5 + 53 + 43,5+ + 37 м) близка аналогичной формуле Дворцового моста, величины пролетов которого соответственно равны: 36,1+44,5+57+49,5+ + 36,1. Ряд величин конструктивных элементов обоих мостов почти совпадают: длина моста Строителей равна 239 м, а Дворцового — 250 м; ширина речных опор разводного пролета в первом — 9 м, во втором — 10,7 м; речные быки соответственно имеют ширину 3,5 и 3,2 м.


Чтобы уменьшить длину моста и приблизить ее к длине Дворцового, и было засыпано мелководье у правого берега Малой Невы и часть протока, отделявшего Ватный остров от Петроградской стороны, а на засыпанном участке создана обширная предмостная площадь. Мост Строителей характеризуют некоторые данные: ширина его между перилами составляет 27 м, в том числе ширина проезжей части — 21 м. Разводной пролет — двукрылый, раскрывающийся, с откатывающейся осью вращения и шарнирно прикрепленным противовесом; его речной пролет равен 55,5 м; в закрытом состоянии он работает как трехшарнирная арка. Продольный профиль — двускатный с уклоном 2,5%. Стрелки подъемов арок неодинаковы: береговых — 3,185 м; судоходных — 3,623 м; разводного пролета — 4,2 м. Конструктивная схема моста, по которой он построен, не нова — она была известна мостостроителям еще в начале XX в.


В частности, по двухшарнирной схеме пролетных строений сооружены Садовый и Поцелуев мосты через Мойку, Пестеля — через Фонтанку и т. д., однако это ни в коей мере не опорочивает данную конструктивную схему и не лишает ее присущих ей положительных архитектурных качеств. Пролетные строения моста Строителей представляют собой двухшарнирные пологие арки криволинейного очертания (по четыре в каждом пролете) с 'прозрачными' надарочными устройствами в виде прямых стальных стержней, поддерживающих мостовое полотно.


Расстояние между арками составляет 8,4 м. Внешне они отличаются от решетчатых ферм Дворцового моста с их частыми раскосами, они изящнее и строже, хотя это и противоречит стремлению во всем соблюсти симметрию. Основаниями для всех опор служат высокие свайные ростверки. В устоях они со- стоят из составных 22-метровых свай (11 + + 11 м), забитых с уклоном 1: 2 по 190 штук под каждую опору из расчета нагрузки по 26 т на каждую сваю. Высокие свайные ростверки хорошо зарекомендовали себя в конструкции оснований Ушаковского и Каменноостровского мостов, но использование их в арочных мостах, где происходит боковой распор, мировая практика мостостроения еще не знала. В речных опорах свайные ростверки основаны на составных трубчатых железобетонных сваях диаметром 56 см, заполненных армированным бетоном в зоне изгибающих моментов.


Таким образом, стремление авторов проекта к созданию симметричной композиции, состоящей из двух подобных внешне мостов и комплекса зданий Стрелки Васильевского острова, было осуществлено. Но нужно ли было стремиться с фотографической точностью отображать в новом мосте образ Дворцового? Дело в том, что вся композиция — комплекс Стрелки и оба моста — просматриваются только с весьма дальних расстояний, например с Кировского моста, причем их силуэты различаются недостаточно четко.


С близких же расстояний вся композиция не попадает полностью в поле зрения — взору открывается лишь одна из ее частей. Поэтому возникает вопрос, нужно ли было в угоду симметричности композиции возводить новый мост подобным Дворцовому и повторять при этом все ошибки, допущенные в архитектуре Дворцового моста? Разводной пролет моста Строителей является наибольшим по величине и центральным по расположению, что представляет неоспоримое достоинство для судоходства. Оно могло бы оказать большое влияние и на стройность силуэта моста, и на его архитектуру) если бы толстые речные опоры, ограничивающие подъемный пролет, так резко не отличались от остальных речных быков.


Надкостные сооружения — колонны контактной сети и подвески фонарей — очень обобщенные, совершенно лишены деталировки, просты по форме и грубы по исполнению. Перила состоят из традиционных дротиков, а между сдвоенными тумбами вкомпонованы трезубцы Нептуна — все это крупное, массивное и также грубо исполненное. И хотя их мотив перекликается с темой ансамбля Стрелки, с рострами и якорями на колоннах,— он не впечатляет. Впрочем, авторов трудно упрекнуть — ведь Дворцовый мост также беден архитектурным убранством и в те годы даже не был до конца 'одет' в гранит.


Несмотря на ряд недостатков в художественном отношении, мост Строителей внес много нового и положительного в планировку прилегающего района. Этот мост пришел на смену деревянному мосту, неуместному в замечательном ансамбле Стрелки Васильевского острова. С его постройкой резко изменился и приобрел архитектурную завершенность этот район Малой Невы. Изменился облик набережной Макарова, существовавшая с времен Торгового порта причальная стена без парапета была перестроена, благодаря чему она обрела внешний вид, во многом подобный Университетской набережной. Не осталась без изменений и набережная правого берега Малой Невы. Так, Мытнинская набережная, представлявшая собой облицованный булыжным камнем береговой откос Невы, была заменена каменной береговой стеной вертикального типа с гранитной облицовкой, завершенной глухим парапетом из массивных гранитных блоков розового цвета.


И, наконец, была создана предмостная площадь. Транспортные достоинства моста Строителей обеспечили благоприятные условия для беспрепятственного движения всех видов транспорта — автомобильного, трамвая, троллейбуса.

Источник "bridges.h1.ru"


Погода в Санкт-Петербурге

Форум об отдыхе в Санкт-Петербурге



Страницы: 1


  Статьи по теме:
  • Санкт-Петербург. Мост Александра Невского
  • Музеи Санкт-Петербурга
  • Санкт-Петербург. Храмы и соборы
  • Санкт-Петербург. Тучков мост
     
  •  





    Туризм Top100 - путевки в Египет, туры в Турцию, Испанию, отдых в Тунисе, Греции, Таиланде, Чехии