Отдых в России | Горящие туры | Туристические новости | Форумы | Отдых за рубежом

Анапа
Геленджик
Золотое кольцо России
Кавминводы
Карелия
Крым
Ленинградская область
Москва
Подмосковье
Речные круизы
Санкт-Петербург
Сочи
Туапсе
Полезная информация

Ссылки
Экспорт новостей
Реклама на сайте


 

Отдых в Карелии, информация по турам

[ 23.07.2009 ]

Такой красоты нет больше нигде

Три года я собирался на Северо-Двинскую водную систему и три года колебался между двумя состояниями – пессимизмом крайним и пессимизмом умеренным. Объяснялось это слухами, которые до меня доходили. Одни говорили, что шлюзы на этой системе уже сгнили, а чинить никто не хочет. Другие же немного обнадеживали: суда, мол, ходят, но их можно прождать несколько суток. Когда в итоге я все-таки доехал до шлюза Топорня, входных ворот Северо-Двинской системы, я испытал облегчение: она работала

Северо-Двинская водная система – уникальный, на мой взгляд, туристический объект России. Нет ни одного другого судоходного канала с такой богатой историей. Мосты и шлюзы, церкви и озера – все это Северо-Двинская водная система. В любой европейской стране такой объект давно бы уже привлекал ежедневно сотни туристов, а у нас…

А у нас я с трудом смог удостовериться, что он вообще функционирует. Немного истории. Идея устройства канала между Шексной и Кубенским озером была впервые высказана Петром I, однако исторические документы свидетельствуют, что соединительный путь между бассейнами Волги и Двины был известен задолго до того и имел название Славянский волок. В начале XIX века возникла серьезная необходимость материализовать давнюю идею и вывести ее на новый уровень. К строительству Северо-Двинской водной системы приступили в 1825 году, а через три года ее уже открыли для судоходства. В разработке проекта каналов Северо-Двинской системы в 1823 году принимал деятельное участие тогдашний главноуправляющий ведомства путей сообщения и публичных зданий герцог Александр Вюртембергский – брат русской императрицы Марии Федоровны (супруги Павла I). По рекомендации Суворова он в 1800 году перешел на службу в русскую армию и переселился в Россию, участвовал во многих сражениях Отечественной войны 1812 года. Высочайшим указом от 23 августа 1828 года новый водный путь было предписано именовать Каналом герцога Александра Вюртембергского. Это название употреблялось вплоть до первых лет советской власти, когда его переименовали в Северо-Двинский водный путь.
Роль канала как важной транзитной магистрали при перевозке товаров с севера на юг, хотя и продолжала оставаться весьма значительной на протяжении всего XIX века, с постройкой в начале 70-х годов железной дороги Вологда – Ярославль и особенно с ее продолжением до Архангельска в 1898 году постепенно снизилась.

Впрочем, в начале XX века системе продолжали уделять пристальное внимание и регулярно ее реконструировали. В советское время до 80-х годов от Вологды до Череповца активно курсировали пассажирские корабли, а вплоть до 2004 года – и круизные. В 2005--2006 годах единственный оставшийся в этих местах пассажирский теплоход "Николай Яковлев" не совершал даже круизных рейсов.
Общая длина Северо-Двинской водной системы – 135 км. В настоящее время она включает в себя шесть шлюзов и восемь плотин и начинается с семикилометрового Топорнинского канала, который соединяет Шексну с озером Сиверским. Мы, два журналиста и фотограф, приехали к шлюзу Топорня утром в субботу.

Нас ждал корабль "Ястреб", отвечающий за состояние системы на участке от Кубенского озера до шлюза Топорня. На корабле нами была замечена целая династия: капитан Борис Аркадьевич Меркурьев, его жена – рулевой-моторист Татьяна Николаевна Меркурьева, сын, неделю работающий на корабле, а неделю архитектором в Вологде, внук четырех лет и собака Джесси, за свои десять лет на борту ставшая ветераном речного дела. Единственным, кто не принадлежал к семье Меркурьевых на борту, был матрос Саша, но и он уже стал другом семьи.
Начали мы свое плавание с Топорнинского канала. Топорнинский канал и по сей день наиболее посещаемый туристами участок Северо-Двинской водной системы. Он находится в непосредственной близости к городу Кириллову. Тут часты яхты и байдарки, много рыбаков. Канал благоустроен и больше всего напоминает то, что мы привыкли называть словом "канал".

По ходу следования по Северо-Двинской системе ситуация с благоустроенностью меняется:
иногда вообще кажется, что корабль идет по маленьким речушкам и озерцам, совершенно случайно связанным между собой. Топорнинский канал через 9 километров заканчивается озером Сиверским. По его берегам расположены турбазы, а на дальнем от канала берегу – Кирилло-Белозерский монастырь. О красотах и достопримечательностях легендарного монастыря я сейчас говорить не буду. Лишь посетую, что мало кто в последнее время подплывал к монастырю с озера. И очень давно перед ним не приставали туристические корабли.

Далее по курсу цепочка из рек и озер:
озеро Зауломское, озеро Кишемское, река Иткла. Рядом с ними знаменитые ранее Кузьминские судоремонтные мастерские. Сейчас от них, к сожалению, осталось только несколько полузаброшенных цехов. Судоходство здесь действительно редкое – хорошо если один-два корабля в сутки пройдут.

Впрочем, несмотря на упавшую во много раз нагрузку, сам канал поддерживается в хорошем состоянии. Как говорят Меркурьевы, это огромная заслуга начальника Вологодского района водных путей по фамилии Благодатнов. Он проявил себя отличным менеджером на очень проблемном в наше время участке и, невзирая на постоянные трудности, держит свое хозяйство практически в идеальном порядке. На практике же решения уважаемого всеми на системе Благодатнова выполняет команда "Ястреба": тут поставить судовую обстановку, здесь измерить глубину, там покрасить буек…

Далее по курсу участок шлюзов. Шлюзы на Северо-Двинской системе деревянные, как в XIX веке, аккуратно отремонтированные и покрашенные. До недавнего времени массу проблем создавал шестой шлюз, самый отдаленный от цивилизации, но в 2005 году починили и его. Шлюзование в таких местах – процесс очень романтичный и совершенно не пугающий, как на некоторых крупных шлюзах особо крупных водных путей. Выглядит это так: вода медленно опускается, а команда в это время обсуждает последние новости с работниками шлюза…

Плывем дальше. Вот показалось село Волокославицы. Здесь раньше была знаменитая на весь союз гармонная фабрика. Цеха располагались прямо в здании церкви. Но как-то раз, еще в пятидесятых годах, молния попала в здание – цеха сгорели. Несмотря на популярность фабрики, производство восстанавливать не стали, а церковь так и стоит до сих пор.

На пятом шлюзе показался встречный (первый за день!) – большая баржа с лесом. Казалось, что она не сможет вписаться в резкие повороты и узкие речки, однако Борис Аркадьевич Меркурьев мои сомнения развеял. Раньше, по его словам, леса на такие баржи клали в два раза больше, а шли они одна за другой. Шестой шлюз, как я уже говорил выше, наиболее удаленный от цивилизации.

Дорог тут нет, и те дачники, что приезжают сюда на лето, ездят на моторке на пятый, а оттуда уже выбираются на попутках. За шлюзом начинается довольно широкая для этих мест река Порозовица, которая медленно-медленно начинает превращаться в озеро Кубенское.
"Озеро Кубенское не море, а плавать по нему горе", – гласит местное присловье.

Действительно, известное сильными ветрами, штормами и тяжелой навигационной обстановкой озеро Кубенское – тяжелое испытание для любого капитана. Здесь начинаются уже более освоенные туристами места, появляются яхты и моторки. Дальше вторая часть Северо-Двинской системы, до которой мы пока еще не добрались, но надеемся попасть туда в этом году.

Наше путешествие подошло к концу. Мы вышли на пристани с поэтичным названием Антоний, которая находится рядом с церковью в честь святого Антония. Тепло попрощались с Меркурьевыми. После дня, проведенного вместе, настоящего северного гостеприимства и вкуснейшей ухи нам тоже уже казалось, что мы стали если не членами этой семьи, то, по крайней мере, друзьями.

Напоследок я хочу сказать несколько слов тем, кто решит повторить наш путь:
летом совершенно реально пройти все самое интересное на Северо-Двинской водной системе за один день и уехать затем автобусом в Вологду. Если совсем не спешить и совершать зеленые стоянки, тот же путь можно проделать за два дня.
Я бывал на разных реках России, но такой красоты, как на Северо-Двинской водной системе, по-моему, нет больше нигде. Хочется пожелать ей долгих лет жизни. Даже если Северо-Двинская система не станет таким раскрученным объектом, каким она обязательно стала бы в Европе, пусть она никуда не исчезает и остается хотя бы в нынешнем состоянии. Мы сюда еще обязательно вернемся.

Подготовлено по материалам сайта "Gazeta.RU"


Погода в городах России



Страницы: 1


  Статьи по теме:
  • На Соловецких островах
  • Карклия. Лахденпохский район
  • Карелия. Кондопожский район
  • Калевальский район Карелии
  • Республика Карелия
     
  •  





    Туризм Top100 - путевки в Египет, туры в Турцию, Испанию, отдых в Тунисе, Греции, Таиланде, Чехии