Отдых в России | Горящие туры | Туристические новости | Форумы | Отдых за рубежом

Анапа
Геленджик
Золотое кольцо России
Кавминводы
Карелия
Крым
Ленинградская область
Москва
Подмосковье
Речные круизы
Санкт-Петербург
Сочи
Туапсе
Полезная информация

Ссылки
Экспорт новостей
Реклама на сайте


 

Туры по Золотому кольцу

[ 29.01.2007 ]

Оживший языческий бог, или ходячий камень

На Русской равнине немало красивых мест, но есть среди них такие, где необычайной красоты пейзаж удивительным образом переплетается с древней историей, а последняя изобилует сказочно-мистическими преданиями


… Стражи-Монастыри смотрят в синее зерцало, кажущегося непомерно огромным, благодаря своей правильной форме, озера. Речь идет об окрестностях Переславля-Залесского и знаменитого Плещеева озера. Здесь, по мнению географов, проходит зона повышенного биологического разнообразия, а, по мнению эзотериков - энергетики и событийности.


Немало чудес эта земля дала миру. Одно из них – знаменитый Синий Камень, прозванный также 'Мерянским богом'. Берега обширного Плещеева (Клещеева) озера (от старорусского 'клескать' – 'плескать') были искони обитаемы. Уже более 1,5 тысяч лет назад здесь располагались селища угро-финского племени меря. Своеобразным напоминанием о тех давних временах служит странный валун сине-серого цвета, что лежит на берегу Плещеева озера. Камень, принесенный сюда древним ледником 130-150 тысяч лет назад, был предметом поклонения язычников мерян.


По преданию, 'мерянский бог' являлся алтарем–жертвенником и находился на вершине холма на восточном берегу озера. Впоследствии камень тот почитался не только финским племенем, но и расселившимися здесь в VII – IX вв. славянами, более того, поклонения камню не прекратились и после принятия христианства в Северо-Восточной Руси.


Камень был посвящен Яриле, славянскому богу весны, весеннего солнца, просыпающейся природы и плодородия. Он считался сердцем языческого бога, его украшали цветами и лентами, водили вокруг святыни хороводы. Женщины приходили сюда, чтобы 'вымолить' ребенка, а мужчины – для восстановления мужской силы. Вслед за камнем и сам холм - излюбленное место проведения празднеств и игрищ, стал именоваться Ярилиной Плешью.


Существуют предания, что в эпоху христианизации камень был низвергнут и, якобы, непосредственно за сим актом случился пожар, уничтоживший древний город Клещин. После пожара город был перенесен на новое место и получил имя Переславля, а язычники клялись, что сброшенный 'бог' никого не пустит теперь на священную гору.


И ведь факты это подтверждают! На Ярилиной Плеши возвели церковь. Храму, однако, суждено было простоять менее столетия - он сгорел. Затем, уже в XIII веке, согласно преданию, на его месте был воздвигнут загородный терем князя Александра Невского, бывшего в те годы владетелем Переславля. Княжьи палаты тоже недолго выстояли на священном холме. Вскоре после смерти Александра на их месте был выстроен монастырь - с кладбищем и стеною в шесть башенок, как сообщают археологи XIX в. Впрочем, и монастырь весьма скоро отправился вслед за своими предшественниками - насколько можно судить, к Смутному времени от него не осталось уже и следа. С тех пор вершина горы пустовала. И лишь сравнительно недавно на этом месте был воздвигнут деревянный крест - напоминание об исчезнувшем монастыре.


Такова на сегодняшний день судьба Ярилиной Плеши. Но история свергнутого 'бога' – Синего камня, куда более любопытна и 'чудесна'.


В летописи города Переславля Синий камень впервые упоминается в XVI веке. Летописец отзывается о нем весьма нелестно: 'Бысть во граде Переславле камень… в нем же вселися демон, мечты творя и прилагая к себе ис Переславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла(***). И они слушаху его и к нему стечахуся из году в год, и творяху ему почесть'. Действительно, вплоть до XVII века, жители Переславля продолжали соблюдать многие языческие обряды, и ходили на поклон к валуну. Каждую весну переславцы устраивали вокруг камня игрища, водили хороводы, украшали камень цветами, кропили водой и приносили жертвы.


Городские священники не могли разуверить прихожан в чудодейственной силе камня и даже были вынуждены отправить жалобу царю с просьбой помочь избавиться от 'мерянского бога'. Согласно царскому указу Василия Шуйского была вырыта яма, где и зарыли 'божество', к разочарованию местных жителей. За дело взялись ростовский монах Иринарх, пользовавшийся весомым авторитетом в округе, и дьякон Ануфрий. Последний собственноручно выкопал яму, свалил в нее силами всего прихода 'каменного беса' и засыпал землей. Но через несколько лет каменная глыба впервые продемонстрировала тягу к самостоятельному движению. Вешние воды быстро размыли яму и через пару десятков лет камень 'выбрался' на поверхность и как ни в чем не бывало, предстал перед изумленными очами переславцев, умножив сим чудесным явлением число своих почитателей.


Еще полторы сотни лет местное духовенство ломало голову: что делать с камнем? И, наконец, придумало способ заставить валун служить непосредственно христианству - решено было камень 'запечатать крестом' то есть употребить на строительство фундамента колокольни церкви в Духовской слободе, что на берегу реки Трубеж и, тем самым, 'очистить' каменное идолище от языческой скверны. Зимой 1788 года двенадцатитонный валун с трудом погрузили на огромные дровни, и поволокли по льду Плещеева озера. Недалеко от берега Синий камень проломил лед и ушел на дно, однако история на этом не заканчивается.


Совсем скоро пошли тревожные слухи: местные рыбаки стали замечать, что Синь-камень медленно перемещается по дну, направляясь на старое место. А весной 1850 г. он оказался на топком берегу озера близ Ярилиной Плеши, получившей название Александровой горы в честь Александра Невского. Как выбрался на берег огромный валун, остается только догадываться. И едва ли рациональное объяснение, что камень был вытолкнут на берег силой озерных льдов, можно назвать исчерпывающим.


Дата проведения игрищ у камня в ночь с 28 на 29 июня (по старому стилю), то есть в канун Петрова дня видится не случайной. И еще раз доказывает сколь разнообразные формы принимало смешение православия с древними языческими традициями. Наши предки, таким образом, вероятно, хотели задобрить и старых языческих богов, и апостола Петра, носившего еврейское имя Кифа, что в переводе означает 'камень'.

Источник "www.newsinfo.ru"


Погода в городах России

Форум о городах Золотого кольца



Страницы: 1


  Статьи по теме:
  • Кострома. Древнейшие памятники деревянного зодчества
  • История средневековой Костромы
  • Золотое кольцо. Владимир
  • Великий Устюг. Успенский собор, колокольня
  • Народное искусство устюжской земли
     
  •  





    Туризм Top100 - путевки в Египет, туры в Турцию, Испанию, отдых в Тунисе, Греции, Таиланде, Чехии