Отдых в России | Горящие туры | Туристические новости | Форумы | Отдых за рубежом

Анапа

Туры по Золотому кольцу

[ 12.12.2005 ]

Один день в Сергиевом Посаде и окрестностях

В подмосковном Сергиевом Посаде (тогда еще Загорске) мне довелось побывать в советские времена на однодневной экскурсии. Из той давней поездки запомнилось посещение музея игрушек, а сама Троице-Сергиева Лавра – очень отрывочно. С тех пор много воды утекло, и теперь в однодневные экскурсии помимо знаменитого монастыря часто еще включают другие рядом расположенные объекты, близкие по теме экскурсии

Мне давно хотелось съездить туда еще раз, причем в погожую погоду, т.к. там по всем отзывам там очень красиво.

Поисками турфирмы и тура я в этот раз не занимался. Для себя уже давно сделал выбор в автобусных турах в пользу турфирмы 'Вокруг Света', т.к. ездил с ними несколько раз и ни разу не разочаровался. А постоянным клиентам там еще дают 5% скидку (кстати, почему-то не все турфирмы это практикуют, а зря – пустячок, но приятно). Но главное не скидки, а то, что 'Вокруг Света' предлагает несколько десятков туров разной продолжительности во многие города и на разные вкусы. Причем большинство туров у них собственные, и привлекаются, как правило, квалифицированные гиды-экскурсоводы (хотя среди есть, конечно, похуже и получше). Кто-то, возможно, сочтет все вышесказанное за рекламу. Но это не так – я не работник 'Вокруг Света', а простой турист, который просто нашел 'свою' турфирму и не видит смысла метаться в поисках лучшего. Да и достаточно почитать мои отзывы о состоявшихся поездках – в них я отмечаю замеченные недостатки и постоянно критикую эту фирму в надежде, что их туры станут лучше, т.к. собираюсь ездить еще много.

В обширной программе туров у 'Вокруг Света' есть однодневный автобусный тур в Сергиев Посад (его полная цена 450 руб на человека – питание там не предусмотрено). Причем в туре помимо самой Лавры посещается еще 3 объекта, тесно с ней связанных (кстати, некоторые другие турфирмы тоже добавляют к Лавре Радонеж и Хотьково, а вот в Черниговский скит ездят не все). Причем все эти объекты – церкви и монастыри и это мне особенно по душе. Короче, на этот тур я обратил внимание еще в прошлом году и собирался по возможности в него поехать (к сожалению, график туров не всегда совпадает с желаемым). И в этом году я хотел поехать попозже (чтобы иметь побольше времени на подготовку к туру – почитать соответствующие путеводители). Но мои знакомые уговорили меня поехать именно в мае. А потом подсоединилась еще одна пара наших старинных друзей – в итоге нас набралось шестеро. За несколько недель до поездки я забронировал 6 мест через интернет (рекомендую всем делать это заранее, т.к. накануне выезда мест может и не быть).

Итак, мы купили путевки в тур, начинающийся в 9 утра на Комсомольской площади и заканчивающийся там же в 7 вечера и предусматривающий посещение 4-х объектов в Сергиево-Посадском районе.

Хронология тура

Все началось как обычно: ранний подъем, электричка из Истры до Каланчевки. Немного портило настроение пасмурное небо (ночью был дождь) и прохладная погода – утром было всего +11 градусов. Приехали мы за 40 минут до назначенного отправления (более удобной электрички, увы, нет), погуляли минут 20, а когда подошли, то увидели к приятному удивлению свой автобус. Тут же подошла гид от турфирмы Крохоткина Г.Н. и нам разрешили войти в салон. И тут постигло нас некоторое разочарование, когда увидели, что автобус оказался совсем не таким, как обычно. В нем была всего одна дверь, и сидения были без номеров. А ведь к одним из плюсов турфирмы 'Вокруг Света' я всегда отношу то, что у них при бронировании заранее выделяются места, и тогда при посадке не надо 'штурмовать' автобус, как это у нас было при поездке от другой турфирмы. У нас уже появились свои любимые места в автобусе, и именно их я обычно и заказываю. А тут все насмарку – наш гид даже сказала, что можно садится на любые. Мы все же попытались сами отсчитать свои места и сели на них, хотя не были уверены в своей правоте. Потом заходили другие туристы, и тут порой выяснялось, что на их предполагаемых местах уже сидят другие. До скандала к счастью дело не дошло, но все одно – не порядок это.

Зато в этот раз никто не опоздал, а ведь автобус набрался почти полный. Даже, кажется, присоединились еще два человека без путевки. И практически без задержки в 09-05 мы выехали. Дорога была знакомой – две недели назад мы ехали по ней на экскурсию в Переславль-Ростов. В дороге гид говорила о родителях Сергия Радонежского и о нем самом. Например, сказала, что маленькому Варфоломею (так его звали до пострига) не давалась учеба. Но в 7-летнем возрасте он повстречал монаха, который сказал, что теперь учение ему будет даваться легко. Так потом и случилось (мы между собой поиронизировали – где бы найти такого монаха для своих детей).

До Сергиева Посада от Москвы примерно 70 км - сначала по федеральной автотрассе М-8, а потом поворот налево. Существенных пробок на дорогах не было, и мы примерно через 1,5 часа въехали в город и вскоре показались знакомые купола храмов. Объехали монастырь с западной стороны (гид обратила наше внимание на красные кирпичные корпуса у стен Лавры – якобы это какой-то еще один монастырь) и остановились на стоянке у Уточьей башни Троице-Сергиевой Лавры, с которой царь Петр-1 в молодости стрелял уток. Оттуда мы совсем немного прошли до входа в Лавру и стали ждать у киоска начала своей экскурсии (там же в киоске я заплатил 100 руб за право на фотосъемку на территории монастыря). Нам было сказано, что экскурсию по Троице-Сергиевой Лавре будет проводить паломническая служба. Длительность экскурсии должна быть примерно 1 час 20 минут, а потом до 14-00 у нас будет свободное время. К этому времени погода заметно улучшилась – появилось солнышко и стало теплее (днем вообще температура превысила +20).

Однако в 11-00 как положено экскурсия не началась – не было местного экскурсовода. Спустя минут 10 появились сразу два гида, и нашу большую группу поделили пополам. У нас экскурсоводом была Елена, и после небольшого рассказа на улице она повела нас в трапезную палату (кстати дверь туда она открывала ключом сама и чужих людей в палату не пустила – самостоятельно я думаю туда попасть не просто). В трапезной теперь не кушают – там проходят важные мероприятия, например, в 20-м веке выбирали двух наших последних патриархов. Сама палата внутри большая и величественная, и к ней еще примыкает храм преподобного Сергия. В этом храме очень красивый иконостас – весь в золоте. И в палате и в храме люди фотографировали, и это не запрещали.

Выйдя из церкви, мы на минутку остановились у расположенной рядом небольшой Михеевской церкви, но внутрь туда не заходили. Нам показали издали Митрополичьи покои, а потом мы пошли в самый древний собор монастыря – Троицкий (15-й век). Этот собор очень красиво смотрится снаружи – белый камень (с небольшой желтизной) и сияющие золотом купола. А внутри него главная святыня монастыря, да и, пожалуй, всей православной церкви – серебряная рака с мощами Святого Сергия Радонежского. Там же имеется старый иконостас, часть икон которого приписывают Андрею Рублеву. Внутри собора было довольно много народу (часть из них стояли в очереди к мощам) и несколько монахов, которые строго следили, чтобы никто не фотографировал. Гид ожидала нас на улице (в соборе запрещено проводить экскурсии), и мы затем пошли к северной стороне монастыря.

Прошли мимо Надкладезной часовни и Обелиска и остановились у очень высокой (5-ти ярусной) и красивой колокольни. На ней висят самые большие колокола (а ведь недавно меня в Ростове убеждали, что ихний колокол 'Сысой' в 32 тонны самый тяжелый). Я поинтересовался у гида, какой колокол здесь самый тяжелый, и получил ответ, что это 72-х тонный 'Царь-колокол', отлитый в Питере и привезенный в прошлом году в Лавру (помню сюжет по ТВ, как расширяли проем ворот монастыря, чтобы он в них прошел).

Затем мы подошли к небольшой Смоленской церкви и остановились у ее стены, т.к. прямо на ней фигурно выделялся образ Смоленской иконы Богоматери – такого мне прежде видеть не доводилось. Нам показали еще издали шатровую церковь Зосимы и Савватия Соловецких. В эти церкви мы не заходили, как и в расположенные поблизости царские чертоги - там сейчас размещена духовная семинария и посторонних не пускают. Затем обошли колокольню кругом и оказались у самого большого собора монастыря – Успенского (16-й век). Экскурсовод нам рассказала немного про него и предложила в собор зайти самим. И на этом ее экскурсия закончилась (длилась она всего около 1 часа). Мы вошли в Успенский собор (там как раз заканчивалась служба) и осмотрели его росписи на стенах, высокий иконостас. Внутри было довольно много народа, но фотографировать не запрещали (служба завершилась). Пробыли там недолго и потом вышли. На небольшой площади между колокольней и Успенским собором расположена Надкладезная часовня, где мы набрали святой воды (пустую фляжку купили по 15 руб на входе в монастырь).

Я посмотрел на часы – у нас было почти 2 часа свободного времени! Поначалу даже подумал – зачем столько много и куда лучше идти (кажется никто из гидов не говорил, что еще можно посмотреть в Лавре самостоятельно)? Жена решила встать в очередь к мощам Сергия Радонежского. Однако очередь за время нашей экскурсии по Лавре многократно выросла. Когда мы посещали в первый раз Троицкий собор, то к раке стояло несколько десятков людей, и все они помещались в соборе. А спустя всего полчаса хвост очереди оказался на улице. Жена безрезультатно простояла час в этой очереди и, пройдя всего ее половину, от этой затеи отказалась (и душно внутри собора, и рисковала не успеть к отходу автобуса).

Я же сначала в одиночку пошел гулять не спеша по территории Лавры. Заходил в многочисленные книжные и иконный лавки (их там много, и я прикупил пару редких путеводителей и 5 видеокассет по монастырям). Далее подошли наши друзья, и мы выдернули мою жену из безнадежной очереди, и решили вчетвером пойти в ризницу (другая пара моих попутчиков пошла самостоятельно осматривать музей игрушек, расположенный неподалеку за территорией монастыря). Ризница с утра была закрыта для свободного посещения (там в это время водили организованные группы). А как раз в 13-00 открылся доступ всем желающим. Мы купили билеты (по 60 руб) и поднялись на 2-й этаж ризницы, где размещены примерно 10 залов экспозиции. Там как раз началась экскурсия. В принципе после Новодевичьего монастыря в Москве и Горицкого монастыря в Переславле, которые я посетил в этом году, меня уже трудно было чем-то удивить. Их экспозиции в принципе похожи – иконы, церковная утварь, вышивка и т.д.

Главный упор экскурсовод музея сделала на вышитый в 15-м веке покров. На нем изображен, как считается, истинный облик Сергия Радонежского, ибо покров вышивали люди, лично видевшие святого. Экскурсия была рассчитана на 50 минут, и мы рисковали опоздать к отходу нашего автобуса. Поэтому мы быстренько закруглились и пошли на выход. За территорией монастыря расположились на лужайке, где перекусили припасенными из дома бутербродами. И чуть-чуть опоздав пришли на стоянку автобуса.

В начале третьего часа мы отправились на автобусе дальше (3 км). Сначала проехали по Сергиеву Посаду, вскоре переехали ж-д пути и в 14-20 прибыли к Черниговскому скиту. Мы прошли на его территорию, где сейчас активно идет реставрация. Зашли в большой действующий Черниговский собор из красного кирпича (там в лавке я купил еще 2 видеокассеты по 130 руб). Спустя некоторое время появился местный экскурсовод Виталий, и он начал экскурсию.

Он сказал, что Черниговский скит относится к Троице-Сергиевой Лавре, и в нем сейчас проживает, трудится и молится немногим более 10 монахов. Это относительно молодой скит – ему нет еще и 200 лет. Вначале в 19-м веке появился Гефсиманский скит - он не сохранился, а на его территории сейчас воинская часть. Потом один монах, бывший юродивый по имени Филиппушка решил поблизости для уединения вырыть себе пещеру, где и стал позже жить и молиться. Постепенно к нему присоединились другие монахи, и они тоже рядом вырыли себе пещеры (маленькие помещения по 1-2 метра размером) – всего 14 келий с низкими потолками. Мы спустились вниз по ступеням в эти пещеры – очень необычное зрелище. Стены обложены кирпичом и оштукатурены, довольно сыро, но подведено электричество – сейчас там идет активная реставрация. Над этими пещерами в 19-м была поставлена церковь (в которую мы заходили), и она вместе с пещерами образовала Черниговский монастырь. Позже Гефсиманский скит и данный монастырь объединились. И теперь это место называют Гефсиманский Черниговский скит.

Спустя минут 40 эта интересная экскурсия завершилась, и наш автобус сразу тронулся в обратный путь. Мы вновь сначала вернулись в Сергиев Посад, а затем поехали по старой дороге в сторону Москвы. Преодолев примерно 14 км, мы подъехали к древнему женскому Покровскому Хотькову монастырю (сколько в нем сейчас монахинь – почему-то тщательно скрывается, но судя по всему там их несколько десятков). Главная святыня этого монастыря – это мощи родителей Сергия Радонежского, которые в конце своей жизни постриглись в монахи. Мы заходили в Покровский собор, где как раз и находятся святые мощи. Помимо этого собора в монастыре есть еще один собор – Никольский. Однако он был закрыт (в нем идет реставрация) и мы в него не попали. Оба собора построены в 19-м веке, а самое старое здание в монастыре – северные ворота с надвратной церковью (18-й век). На улице висел знак, запрещающий фотосъемку, однако никто за этим не следил, и люди фотографировали, в т.ч. и в самом Покровском соборе.

Здесь у нас организованной экскурсии не было – нам просто дали 30 минут на самостоятельный осмотр (о Покровском монастыре гид нам немного рассказала по дороге туда). Территория у монастыря небольшая в виде сильно вытянутого прямоугольника на север. Я прошел по всей территории, вышел через северный ворота и решил обойти монастырь. Но выбрал не ту сторону (восточную), т.к. рассчитывал пройти вдоль монастырских стен, но, увы – они загорожены разными жилыми и нежилыми строениями и пришлось идти по автомобильной дороге довольно далеко от монастырских стен. Времени оставалось мало, я решил не возвращаться и поспешил в автобус.

В назначенное время 16-30 мы отъехали от монастыря. Вернулись на старое шоссе и поехали дальше в сторону Москвы. Минут через 10 приехали в село Радонеж, где в 14-м веке проживал Сергей Радонежский (в то время еще Варфоломей) вместе с родителями. Нас высадили у симпатичной небольшой Преображенской церкви 19-го века. Мы вошли внутрь – ее внутреннее убранство красивое и можно сказать богатое. У ограды церкви разместился маленький рынок, где мы купили вкусные булочки и необычный напиток березового сока с медом (по вкусу напоминает квас). Нам здесь дали всего 30 минут свободного времени (организованной экскурсии тоже не было), и мы успели только спуститься к святому источнику и набрать там немного воды (вода текла медленно, но нас пропустили люди, набирающие помногу). Было тепло и солнечно, вокруг такие живописные виды и нам вовсе не хотелось уезжать из этого красивого места. Однако наш добрый и заботливый гид все говорила, что мы наверно уже устали и хотим домой (и еще намекала, что автобус надо отпустить вовремя). Но лично мы не спешили домой, но дискутировать ради 15 минут не стали.

На этом наша программа завершилась, и мы в 17-15 (вместо 17-30 по программе) тронулись в обратный путь. Выехали на трассу М-8 и до столицы доехали довольно быстро, т.к. пробок на дороге почти не было. Еще в Радонеже гид всех спрашивала, где по пути следования автобуса народ желал бы выходить. Нам удобно было бы выйти у Рижского вокзала, чтобы сразу сесть на электричку. И мы попросили об этом. Но водитель сказал, что он будет останавливаться только в одном месте – на Алексеевской или на Рижской. И пусть народ сам выберет где (но ведь мы намного раньше, чем заявленные в программе 19-00, вернулись в Москву – почему же тогда надо выбирать?). А еще гид нас убеждала, что мы после Алексеевской мимо Рижского вокзала проезжать никак не будем (это только человек, плохо знающий Москву, может так сказать – как же еще от Алексеевской можно быстро попасть в центр или на 3-е транспортное кольцо, кроме как не мимо Рижской?) Однако в итоге, хоть и заставив нас немного попереживать, автобус все же остановился и у Алексеевской и у Рижской. На вокзале мы были в 18-05 и дальше без проблем доехали до дома. Удивило только отсутствие солнца. Вот ведь какая странность – мы ехали утром из Истры в Москву, а вечером возвращались обратно, и все это время была пасмурная погода, и даже временами накрапывал небольшой дождь. А в Сергиевом Посаде и его окрестностях почти все время светило солнце!

Транспорт, водитель и другое

Обычно у меня по завершению туров не бывает серьезных претензий к водителю и автобусу. Но в этом случае не так. Я не знаю, как звали водителя (его не представили), но приветливым его не назовешь. Чего стоит только его формальный и где-то издевательский ответ по поводу выбора места высадки в Москве (при том, что мы возвращались намного раньше). И еще. Он никак не помогал при посадке людей в автобус, когда выяснилось отсутствие номеров у сидений в салоне (можно было бы ожидать, что в такой ситуации он должен был бы разобраться с номерами – автобус все же его).

Автобус у нас был Mercedes, но обычный (не полуторный). Не удобно наличие всего одной двери – пока зайдет и выйдет 40 с лишним человек, время на это уйдет порядочно (а выходили мы 4 раза). Еще в автобусе похоже не было кондиционера (или он не работал). У нас лишь включался вентилятор в проходе салона (и то только по нашей просьбе). От него толку было мало, и в конце поездки мы догадались открыть люк на крыше – сразу стало лучше. А ведь был не самый жаркий день, но и то мы в салоне попарились. Справедливости ради скажу, что других замечаний к автобусу и водителю не было – в салоне было чисто, микрофон работал хорошо, и в дороге никаких происшествий с нами к счастью не произошло.

Про дороги можно не говорить – мы были в ближнем Подмосковье, и нареканий на них нет.

Тур был без питания. Но проблемы, где покушать, там нет. Можно в самой Лавре (видел трапезную при входе в монастырь). Попадались на глаза пункты питания и вблизи Лавры. Но мы решили на это не тратить время и деньги – взяли бутерброды и воду с собой.

Насчет туалетов – на каждом из 4-х объектов они были. Поэтому необходимости в 'зеленых' остановках и в туалете в салоне не было.

Тургруппа была большая – 41 человек разного возраста. Но на редкость дисциплинированная – никто ни разу не опоздал более чем на 5 минут. Выпивох не было. И скандалистов тоже (хотя повод для этого был, когда при посадке в Москве некоторые обнаруживали, что на их месте сидят). Всегда бы была такая группа туристов!

Гид и местные экскурсоводы

В Троице-Сергиевой Лавре у нас был экскурсовод от паломнической службы монастыря - Никитина Елена Владимировна (так было написано на ее табличке). В принципе она говорила интересно, и видна была ее 'подкованность' (правда насчет веса колоколов она сама сказала, что не уверена). К ней только одно замечание – слишком быстро провела экскурсию в Лавре (минут на 20-25 короче, чем нам предварительно сообщила Крохоткина).

В Черниговском ските экскурсию провел Виталий. По сути это была паломническая экскурсия (много говорилось про религию, святых и негативно про большевиков). Правда, он сам сказал, что он не монах и не послушник монастыря (тогда от кого же он?). Но мне его рассказ понравился – спокойный, аргументированный и видно было, что человек хорошо ориентируется в теме экскурсии. Достаточно интересным (для меня по крайней мере) был показ пещер и рассказ о них.

Была еще экскурсовод в музее ризницы (куда мы заходили самостоятельно). Но мы не услышали ни начало ее экскурсии, ни конец, и как ее звали – не знаю. Хотя то, что прослушали, мне понравилось. В Хотьково и Радонеже у нас местных экскурсоводов не было. И наш гид там тоже не проводила экскурсии – сообщила нам всю информацию об этих объектах в автобусе на пути к ним.

Гидом от турфирмы 'Вокруг Света' была Крохоткина Галина Николаевна (почему-то она и сама нам в самом начале поездки не представилась, и водителя не назвала – ее Ф.И.О. я прочитал из таблички тура). Ее довольно сложно оценивать. В принципе она говорила увлекательно и сообщила много интересных фактов (хотя лично мне Крестников в предыдущем туре в этом плане понравился больше). Была заметна ее мягкость и желание сгладить конфликтные ситуации. Мы нигде не опаздывали и это тоже ее заслуга (правда минут по 10-15 нам приходилось ждать обоих местных экскурсоводов). Однако есть и довольно серьезные замечания к ней:

- Пару раз она просто сообщила неверные сведения, после которых я даже засомневался, а всем ли приводимым ею фактам можно верить? Во-первых, при подъезде к Лавре она показала нам красные корпуса и сказала, что тут размещен еще один монастырь (правда потом добавила, что забыла, как он называется). Я у местного экскурсовода Лавры (Никитиной) поинтересовался на сей счет – что же это за монастырь такой? Она долго не могла понять, о чем идет речь (и говорила, что поблизости нет другого монастыря, кроме Троице-Сергиева). Когда же я описал, где находятся эти корпуса, то она сказала, что как раз в них она живет (или учится – не помню), но это никак не отдельный женский монастырь – все они относятся к Лавре. Второй неверный факт – Крохоткина заявила, что в Лавре всего 7 монахов (причем это не оговорка – пару раз повторила). Я сразу в этом засомневался – такой большой монастырь и столько много там людей в церковных одеждах встречается. Я забыл об этом спросить у Никитиной, но потом обратился с этим вопросом к другому местному экскурсоводу монастыря и он мне ответил, что монахов и послушников около 300, а студентов около 1000. Вот такое огромное расхождение в цифрах (кстати, в путеводителе 2-х летней давности сказано, что в Лавре 200 монахов).

- Не понравилось, что у нас 'украли' 15 минут, причем в таком живописном месте, как Радонеж. Поначалу вообще предлагалось уехать в 17-00 вместо положенных 17-30 (с заботой о нашей усталости). Как будто мы специально едем в тур, чтобы потом побыстрее слинять домой. Не серьезно это. И ссылки на аренду автобуса тут не состоятельны – это не вина туристов будет, если вдруг автобус застрянет где-то в пробке на обратном пути.

- Не понятно было ее поведение при посадке туристов в автобус в Москве, когда выяснилось, что места в салоне не пронумерованы. Она поначалу чуть не предложила занимать нам любые свободные, не принимая во внимание тот факт, что некоторые люди выбирают и бронируют места пораньше (мне тоже в общем случае не безразлично, где сидеть).

Итог

К самой турфирме 'Вокруг Света' у меня тоже есть замечания. Во-первых, считаю, что вину за 'прокол' с автобусом отчасти следует отнести и на турфирму. А кто же еще должен за этим следить? Иначе, зачем тогда вводить людей в заблуждение, проводя предварительное бронирование мест по номерам? Во-вторых, следует обязать гидов не сокращать по своей воле программу тура (им то понятно хочется побыстрее вернуться домой - но они то работают, а мы отдыхаем и заплатили за это деньги). Отмечу попутно, что преждевременное завершение тура было не только здесь, но и в прошлогодней осенней поездке в Верею и Можайск – печальная тенденция однако.

Ну и, наконец, в-третьих, это ставшее уже традиционным замечание насчет не очень хорошего (на мой взгляд) описания тура на сайте турфирмы. Правда, на этот раз описание объектов там составлено более-менее приемлемо (хотя можно было бы написать и поподробнее). А вот почасовая раскладка тура, которая раньше была приятной отличительной особенностью программ 'Вокруг Света', почему-то в этот раз отсутствовала. Честно говоря, я уже устал писать о краткости описаний в каждом своем отзыве о поездке. Руководство турфирмы об этом знает, признает замечания справедливыми, но затягивает с их исправлением. Жаль. По программе у меня есть еще одно замечание - последовательность осмотра объектов в состоявшемся туре отличалась от той, что была кратко описана на сайте (там все должно было начинаться с Радонежа, а здесь мы им заканчивали). Но узнали мы об этом только в автобусе (когда нам в дороге сказали, что на 11-00 заказана экскурсия по Лавре). Хотелось бы о подобных изменениях узнавать заранее, если конечно они не форс-мажорные.

И все же несмотря на отмеченные выше недостатки, в целом я остался удовлетворен поездкой. В принципе этот тур оправдал почти все ожидания. Мне понравилась программа тура (все осмотренные объекты были интересны, хотя и в разной степени). Считаю правильным, что в Лавре экскурсия была организована от паломнической службы, а не от музея (иначе бы мы скорее всего не попали бы в трапезную). Хотя посоветовал бы в программу тура включить посещение Ризницы – там достаточно интересно и 50 минут из 2 часов свободного времени этому можно уделить. И уж по крайней мере гиду следует четко всем сообщать, что еще можно посмотреть самостоятельно.

В Троице-Сергиевой Лавре вообще все было ярко, красиво и великолепно – поразили тюльпаны необычных расцветок на многочисленных клумбах. Да и с погодой нам повезло. Огорчило только большое количество народу в Лавре – русских и иностранцев (из-за этого жена не успела приложиться к мощам Сергия Радонежского). Но это и не удивительно – ведь мы были в самом известном и раскрученном месте Золотого кольца России (как сейчас говорят – это бренд).

Агитировать особо в этот тур никого не собираюсь. Однако замечу, что каждый русский человек, на мой взгляд, независимо от вероисповедания по возможности должен посетить этот самый знаменитый на Руси монастырь, тесно связанный с нашим наиболее известным и почитаемым Святым – Сергием Радонежским. В общем, всем интересующимся историей русского государства рекомендую съездить в этот тур. Но приготовьтесь к тому, что осматривать вы будете только церковные объекты – но они право стоят того (в самом Сергиевом Посаде мы нигде более не останавливались). И еще скажу, что не оправдались наши опасения насчет неподобающей одежды у женщин – многие были в брюках, но проблем при посещении церквей у них не было (правда платочки на головах были у всех).

В заключение мои субъективные оценки (по 5-ти бальной шкале) отдельным направлениям тура:
5+ - 'интересность' программы,
4 - все 3 экскурсовода (два местных и от турфирмы),
4 - организация тура,
4- - автобус и водитель,
5 - стоимость тура (точнее соответствие цены и качества предоставленных услуг).

nsp

• Два дня в Переславле-Залесском, Ростове Великом и окрестностях. Часть2
  • Два дня в Переславле-Залесском, Ростове Великом и окрестностях. Часть1
  • Тверь - Торжок - Кашин - Калязин

Туризм Top100 - путевки в Египет, туры в Турцию, Испанию, отдых в Тунисе, Греции, Таиланде, Чехии