Отдых в России | Горящие туры | Туристические новости | Форумы | Отдых за рубежом

Анапа
Геленджик
Золотое кольцо России
Кавминводы
Карелия
Крым
Ленинградская область
Москва
Подмосковье
Речные круизы
Санкт-Петербург
Сочи
Туапсе
Полезная информация

Ссылки
Экспорт новостей
Реклама на сайте


 

Отели, гостиницы Москвы, отдых в Москве

[ 15.05.2006 ]

Однодневная экскурсия по московским храмам 5 различных религий

В свое время при обучении в советской школе нам совсем ничего не преподавали по истории религий, а наоборот – воспитывали в антирелигиозной пропаганде. С тех пор много воды утекло. Изменилась страна, и многое переменилось в нас самих. Теперь у меня проснулся интерес к истории и в первую очередь к прошлому нашей страны


Во всех современных исторических книжках, которые я прочитал в последнее время, говорится о неразрывности исторических путей России и русской Православной церкви. И с этим я безусловно согласен. Поэтому то, что нам не додали в плане культурного и религиозного образования в детстве, наверстываю усиленно теперь – чтением литературы и поездками по стране и загранице.


Чего мне особенно хочется в последнее время - так это разобраться (хоть немного) в том многообразии религий и сект, которые нас окружают и имеются в разных странах. Не с целью поиска 'самой правильной религии', а чтобы просто научиться ориентироваться в различных культах, чтобы лучше понимать народы, к которым едешь в гости.


За последнее время мы с женой многократно ездили с экскурсиями по городам и областям нашей страны и посещали многочисленные православные храмы и монастыри. В наших вояжах за границу (в Чехию, Италию) мы с удовольствием по возможности заходили в старинные костелы, чтобы послушать там органную музыку или побывать на службе. А после поездки в Египет я навсегда запомнил посещение великолепной действующей мечети в Каире – Цитадели. В тоже время нам еще не разу не довелось побывать в синагоге (такая возможность в Праге была, но при входе в тамошнюю синагогу с нас затребовали какую-то немалую сумму - мы морально были не готовы к этому и отказались от посещения).


Таким образом, с некоторыми религиями мне уже удалось лично немного познакомиться. Но захотелось побольше узнать про разные культовые течения и как-то систематизировать свои впечатления. Мой интерес к религиям могла удовлетворить турфирма 'Вокруг Света', с которой я уже неоднократно ездил. У нее в программе имеется подходящий тур 'Мировые религии', где запланировано посещение 5 различных храмов разных конфессий. Таким образом, вопрос выбора тура и фирмы в данном случае решился очень просто, и напрягаться с поиском мне не пришлось. Возможно, еще какие-нибудь московские турфирмы организуют подобные религиозные обзорные туры, и даже может более интересные. Но мне об этом ничего не известно. И думается, что даже если такие туры у кого и есть, то их мало и проводятся они редко.


Итак, с туром и турфирмой я определился давно. Осталось подобрать подходящую дату. К счастью этот тур проводится регулярно каждый месяц и можно выбирать. Все теплое время мы активно ездили в различные туры, для которых особенно желательна хорошая погода (для красивой фотосъемки). Тур 'Мировые религии' особенный и, как мне виделось до поездки, тут погода не очень важна (самое интересное внутри храмов, а там фотографирование, как правило, вообще запрещено). Поэтому данную экскурсию я отложил на позднюю осень, когда световой день короток, погода редко балует и во многие другие 'красивые' места ехать, на мой взгляд, не стоит. У меня были уже прецеденты, когда я пытался бронировать в 'Вокруг Света' тур за пару недель до отъезда и получал отказ по причине отсутствия мест. Поэтому в этот раз я позвонил заранее за месяц, но даже в этом случае мне предложили не лучшие места в автобусе (выходит, что кто-то проявил инициативу еще раньше). Но я был согласен на любые места (в данном туре ездить на автобусе по Москве придется не много и обзор из окна не так важен). По интернету забронировал 4 места (для нас и наших постоянных попутчиков) и попросил организаторов предоставить возможность оплатить поездку в автобусе (мне как постоянному клиенту пошли навстречу).


В отличие от других путешествий тут мне 'информационно' готовиться не пришлось. Я ведь даже не знал, какие конкретно московские храмы и молитвенные дома мы будем посещать – описание тура на сайте 'Вокруг Света' было слишком кратким и не очень информативным. Там лишь говорилось, с храмами каких религий мы познакомимся ('православного храма, мечети, синагоги, баптистского молитвенного дома и католического костела') без указания конкретных наименований и адресов. Короче, этот тур получился для меня какой-то особенный и где-то даже 'ненастоящий' – о предстоящей поездке, в отличие от предыдущих случаев, я почти не думал заранее и даже в день экскурсии чуть не забыл захватить из дома фотоаппарат (но вот взять блокнот с собой все же запамятовал).


Хронология тура


В этот раз экскурсия начиналась позже обычного, и нам надлежало прибыть к месту сбора на проспекте Сахарова к 9 утра. Чтобы немного подольше поспать, мы решили ехать не прямой электричкой до Каланчевки, а более поздней с последующей пересадкой на метро (но в итоге все равно дорога заняла более полутора часов). Помимо нас четверых бывалых путешественников с нами решили поехать еще двое знакомых из Истры (они сами договаривались о билетах на экскурсию). Так постепенно наша компания увеличивается и это радует. До Москвы мы доехали все вместе и без приключений. А вот дальше для разнообразия решили разделиться, чтобы проверить, какой маршрут до пр.Сахарова короче. Мы вдвоем поехали на метро через Тушино, а остальные через Дмитровскую. Как же потом все рассмеялись, когда на Комсомольской площади мы практически одновременно вышли из метро. К отправлению автобуса успели подойти впритык. С одной стороны это хорошо – не пришлось мерзнуть на улице (было около 0 градусов). Но с другой стороны, настораживает отсутствие резерва времени – а если б у нас где случилась задержка? Поэтому впредь видимо стоит выезжать пораньше.


На знакомой стоянке уже стояло несколько туристических автобусов и целых 2 на экскурсию 'Мировые религии' – видимо столько много набралось желающих на этот тур. В этот раз опоздавших не было, и мы практически вовремя выехали. В салоне отдали сопровождающему гиду деньги за экскурсию (по 285 руб с человека с учетом скидки). Как обычно утром выходного дня в Москве на улицах не так много машин, и довольно быстро мы доехали до нашего первого объекта. Это был знаменитый православный Богоявленский Кафедральный собор в Елохове, выкрашенный в приятный бирюзовый цвет. Еще в дороге гид познакомила нас с историей этой церкви и сообщила, что в ней крестили Пушкина.


Существующий каменный собор был построен в 1731г, а затем перестроен в 1845г. Он всегда был действующим, а с 1945г стал кафедральным патриаршим. В годы войны этот храм вообще был главным в стране – в нем избирались русские патриархи, и проводился Поместный собор. Имеются и святыни – чудотворная Казанская икона, мощи святителя Московского Алексия и захоронение патриарха Сергия. Я неоднократно раньше проезжал мимо этой красивой церкви (она находится недалеко от метро Баумановская) и видел по телевидению репортажи о службах там. Но побывать внутри прежде не доводилось, и потому с интересом зашел в храм (перед этим в киоске на улице купил красивый буклет про историю Елоховской церкви).


Как это обычно бывает для действующего храма, организованной экскурсии внутри не было – нам дали полчаса свободного времени на самостоятельное знакомство. В это воскресное утро, как и положено, в церкви шла служба, пел церковный хор, и было довольно много народу. Поэтому подойти близко к главному Богоявленскому приделу не удалось, а вот 2 других боковых придела можно было осмотреть детально. Внутреннее убранство церкви выглядело богатым и красивым – так обычно всегда бывает в незакрывавшихся церквях. Ну а если это еще и кафедральный собор Москвы, в котором рождественскую службу проводит сам Патриарх Алексий II… Короче, все было на уровне и включение этой церкви в программу экскурсии вполне оправдано. Как нам сказали, в церкви имеется даже лифт (!) – но мы правда его не увидели. Оставшееся время я посвятил обходу храму снаружи и его фотографированию (правда вот с погодой не повезло – она была пасмурной).


В начале 11-го утра наш автобус тронулся дальше по Москве. В пути наш гид рассказала, как в 11-м веке произошло разделение Христианства на Католическую и Православную церкви. При этом кратко перечислила, в чем основное отличие этих церквей. Честно говоря, на мой непрофессиональный взгляд, перечисленные отличия в вероисповеданиях показались не принципиальными, а многие вообще не запомнилось. Ну разве только то, что все католические священники должны быть безбрачными и что крест у католиков 4-конечный, а у православных – 8-конечный. Да и вообще у католиков всех стран есть единый глава церкви – Римский Папа. Мне кажется, вот это может один из принципиальных моментов, по которым русские не приняли католицизм. По-моему, свободолюбивой русской душе противно кому-то там далекому и чужому иерарху подчиняться – наши предки сами хотели управлять другими. Вот и приняли на Руси более свободное православное вероисповедание. Правда, в начале истории Христианства на Руси был неблизкий византийский патриарх в Константинополе, которому формально подчинялись. Но уже в 15-м веке русская Православная церковь стала фактически самостоятельной, а еще через век у нас стали избирать своего патриарха.


Но наряду с этим, на Руси, по сравнению со многими другими странами довольно терпимо относились с другим вероисповеданиям. В царской России было немало церквей и молельных домов других конфессий, хотя естественно православные храмы доминировали. Известно выражение 'сорок сороков' про московские церкви. Но, как сказала наш гид, это явное преувеличение и никогда в Москве не было 1600 церквей (она упомянула про 350 церквей, но в другой книге я вычитал, что до революции в Москве было около 750 православных церквей и еще 84 храма других религий). Короче – в первопрестольной имелось немало неправославных храмов, и люди разной веры как-то мирно уживались друг с другом. Опять же со слов гида, в Москве до революции было 3 католических костела, из которых осталось 2 и оба сейчас действующие (нам пообещали, что мы по возможности заедем в оба костела, хотя в программу тура включен один).


Вначале мы приехали на Малую Грузинскую улицу, которая недалеко от Белорусской. Там находится довольно большой католический костел, выстроенный в неоготическом стиле из красного кирпича. Подойдя поближе, мы увидели табличку, что Кафедральный собор Непородного Зачатия Пресвятой Девы Марии построен в 1911г, и, стало быть, ему нет еще и века. Здесь нам дали 20 минут свободного времени на самостоятельный осмотр храма. Внутри шла служба на русском языке (через микрофон!). В костеле было довольно много народу, так что все скамейки были заняты (нет, по мне все-таки сидеть приятнее, чем стоять как в православных храмах). Мы тихо прошли по боковым проходам, чтобы получше осмотреть внутренне убранство храма. По большому счету там особенно и смотреть нечего – любой давно действующий православный храм на мой вкус намного красивее внутри. Здесь же отсутствовал привычный нам иконостас, стены были белые и не расписаны. Но такой аскетический подход к внутреннему убранству вообще характерен для католических церквей, в чем мы успели сами убедиться в недавних наших поездках по Чехии и Италии (хотя конечно там старинные церкви внутри выглядят побогаче и поинтереснее, чем эта).


Про храм на Малой Грузинской следует еще добавить, что его патронирует католическая церковь Польши. И что в нем имеется действующий орган (в фойе костела мы видели афишу с предстоящими концертами). Оставалось еще немного свободного времени и мы, выйдя на улицу, зашли в церковную лавку. Там правда ничего не приглянулось, и я лишь купил календарь-проспект с краткой историей этого католического собора (потом дома из этого проспекта я узнал, что слово костел польское, но в нашем языке оно применяется ко всем храмам Римско-католической церкви).


Ровно в 11 мы тронулись дальше, и вскоре выехали на бульварное кольцо. Там недалеко от метро Тургеневская остановились, все вышли из автобуса, и пошли пешком по направлению к центру. По пути нам показали дом, который до революции был действующим католическим костелом. Потом при Советской власти этот храм закрыли и перестроили. Теперь там размещается какое-то учреждение и о принадлежности к церкви напоминает лишь частично сохранившийся фасад.


Вскоре мы свернули и вышли на улицу Малая Лубянка, где расположен 2-й действующий московский католический костел – храм Святого Людовика, который патронируют католики Франции. В отличие от 1-го ранее виденного костела, этот храм внешне вовсе не напоминает католическую церковь. Желтое здание с колоннами в стиле классицизма больше похоже на усадьбу, если б не 2 небольшие башенки по бокам. И по размерам этот храм намного меньше, чем костел на Малой Грузинской улице. Но зато он почти в 2 раза старше первого – выстроен в 1830г. Мы вошли внутрь и вновь попали на службу, которая шла на иностранном языке (судя по внешнему виду присутствующей публики, большинство прихожан были иностранцами). Запомнилась довольно свободная атмосфера проходящей службы – в храме попались на глаза маленькие дети, которые вели себя довольно шумно и непосредственно, но никто их особенно не одергивал. В самом костеле мы пробыли всего минут 5 и свободного времени нам не дали (все-таки объект был внеплановым). Но я все же успел спуститься в церковную лавку в подвал. Хотел купить там буклет про данный костел, однако, увы, ничего не такого в продаже не было.


Все быстро и организованно вернулись назад, и наш автобус немного проехал вперед по бульварному кольцу. Вскоре мы остановились и вновь вышли на улицу. Свернули в переулок (кажется, это был Хохловский пер.), прошли по нему чуть-чуть и вскоре остановились у ничем не примечательного 2-х этажного старого особняка, каких немало в центральной части Москвы (если не знать заранее, то нипочем не скажешь, что в этом здании какой-то храм). Но, оказывается, здесь находится Евангелистская церковь Христиан-Баптистов. На входе всем бесплатно выдавали Евангелие (я брать не стал). А, войдя в здание, мы оказались в предбаннике, полностью заполненном людьми. Было очень тесно, но, благодаря своему росту, я поверх голов людей сумел рассмотреть впереди небольшой зал, также заполненный людьми. Мы опять попали на службу, которую здесь проводил видневшийся впереди проповедник (так у баптистов называются священники). Он сразу обратил внимание на нашу большую группу новичков и стал обращаться именно нам с патетическими словами о вере и боге. Мне всегда претит навязчивость, и такое явное прямое обращение в наш адрес мне тоже не понравилось. Задерживаться внутри я не стал, тем более, что там было довольно душно, да и киоск с литературой был закрыт.


Выйдя на улицу, я прошел немного вперед к видневшейся православной церкви (на нее еще раньше обратила наше внимание гид и посоветовала туда подойти самим, если время останется). Это была довольно старая церковь Трех Святителей на Кулишах. К сожалению, внутрь храма попасть не смог – служба там уже закончилась и проводилась уборка помещения. Да и времени было совсем немного. Пофотографировав вокруг, я поспешил назад в автобус.


Дальше мы поехали по направлению к стадиону Олимпийский, что недалеко от проспекта Мира. Оказывается там рядом в Выползовом переулке расположена главная Московская Соборная мечеть. Я многократно был в спортивном комплексе, но почему-то не обращал внимания на рядом стоящую церковь синего цвета. И даже не знал, что это мусульманский храм (издали, если не присматриваться, не скажешь, что это мечеть). Мы вышли из автобуса, и пошли вдоль забора – на территории мечети ведется большая стройка (видимо она будет расширяться). А сейчас там 2 здания. Сначала мы зашли в вестибюль административного здания, чтобы убедиться в его шикарной внутренней отделке. А потом гид пригласила нас войти в мечеть.


Там при входе предстояло разуться, что не очень вдохновляло, учитывая слякотную погоду на улице. Я предусмотрительно взял из дома теплые носки (все же был уже опыт посещения мечети в Египте). Разуваться пришлось прямо на лестнице, где было тесно и не удобно, а на полу мокро. Но ничего – скоро все прошли на балкон 2-го этажа. Оттуда было все хорошо видно, в том числе и полукруглый михраб, который в каждой мечети ориентирован на главную святыню Ислама – Мекку. На полу на коленях сидели немногочисленные люди – вероятно, они молились. Помещение храма довольно небольшое и явно недостаточное для многомиллионной Москвы, где проживает немало мусульман. Тогда понятна ведущаяся рядом стройка.


В мечети мы надолго не задержались, и вскоре вышли на улицу. Оставалось немного свободного времени и по совету гида зашли в расположенный рядом небольшой продуктовый магазин. Там купили восточных сладостей и немного адыгейского сыра. А еще я успел заглянуть в книжный киоск, и мне там приглянулась книга-альбом по мечетям России. Прежде я такого справочника нигде не видел, хотя она издана довольно давно в 2001г (все-таки маловато у нас продается литературы по религиям, отличным от православной). Несмотря на довольно высокую цену (500 руб за 100 стр.) я все-таки купил эту книгу. Потом дома ее посмотрел и узнал несколько интересных фактов. Во-первых, эта мечеть у Олимпийского довольно молода (в прошлом году ей исполнилось 100 лет). И, несмотря на это, она является главным мусульманским храмом России. Во-вторых, оказывается, Ислам, хоть и сам по себе моложе Христианства, но в России появился раньше. Мусульманская религия 1400 лет назад стала распространяться на территории Дагестана, который теперь входит в состав Российской Федерации. А крещение Киевской Руси происходило немногим более 1000 лет назад. Вот так-то.


У нас оставался еще один пункт программы – синагога. Мы поехали к Поклонной горе, где находится Мемориальная синагога. Когда приехали, увидели на стоянке другой автобус из нашего тура. Он своих туристов привез пораньше, и нам в вестибюле синагоги пришлось немного подождать. Потом нас всех пригласили пройти через металлоискатель. С таким строгим порядком я прежде сталкивался только в Ватикане, а в храмах нашей страны увидел впервые. Поначалу меня это удивило. Но потом, поразмыслив и припомнив, сколько против Израиля и евреев осуществляется в мире терактов, то в душе согласился с этим маленьким неудобством (и как в подтверждении необходимости этого контроля буквально вскоре в другой синагоге Москвы один экстремист напал с ножом на молящихся).


Вообще же эта синагога не даром называется мемориальной и не зря расположена на Поклонной горе. Это довольно большое здание, великолепно отделанное внутри. Вначале нас пригласили вниз в круглый зал. Погасили свет и сразу на нескольких экранах, расположенных кругом, показали небольшой документальный фильм о жертвах холокоста. Потом местный экскурсовод пригласила всех подняться наверх, где показала нам выставленные экспонаты и, в частности, традиционный 7-конечный подсвечник (минору). Нам рассказали про самую древнюю религию Иудаизм и религиозные праздники евреев. Было довольно интересно. Но ощущения остались как от посещения музея, а не действующего храма. Я не прочувствовал, как же все-таки реально проходят службы в синагоге (лучше один раз самому увидеть, чем много раз услышать про это).


На этом закончилась наша экскурсия. В 14-40 мы снова оказались все в автобусе и нас повезли назад на Каланчевку. Кто хотел, смог выйти у метро раньше. А мы попросили остановиться у Рижского вокзала – нам так было удобнее сесть на свою электричку до Истры.


Транспорт, водитель, гиды и т.д.


В таком непродолжительном туре вопрос о транспорте не принципиален. Нам достался белый современный комфортабельный автобус Neoplan туристского типа с двумя дверьми. Все было в целом нормально – микрофон работал хорошо, салон чистый. Однако вот расстояние между сидениями оказалось маловато, и мне с моим большим ростом было неудобно. К водителю Андрею никаких претензий нет – он знал, куда и как ехать, и вел автобус аккуратно.


Сопровождающим гидом от фирмы 'Вокруг Света' была Мирошниченко Татьяна Борисовна. Этот рассказ я пишу спустя несколько месяцев после состоявшейся экскурсии, и не могу припомнить ни одного замечания к гиду. А это значит, что их и не было. Наоборот запомнился (пусть и фрагментарно) ее интересный рассказ о разных религиях, их основных постулатах и отличиях друг от друга. Проблемы свободного времени в этом туре не было – его выделили везде столько, сколько нужно. Благодаря гиду мы сверх программы посетили дополнительный католический костел на Малой Лубянке. Татьяна Борисовна оказалась доброжелательным человеком и давала дельные советы, что можно посмотреть и посетить дополнительно. Ее советами мы воспользовались и остались довольными.


В синагоге на Поклонной горе нас сопровождала местный экскурсовод Ольга. Ее рассказ тоже был интересным, и она ответила на все дополнительные вопросы. Мы узнали и увидели, что такое тора, талмуд, минора и многое другое. Больше всего времени в этом туре мы провели именно в синагоге. И больше всего информации получили именно про самую древнюю религию на земле - Иудаизм.


По итогам своих поездок всегда кратко характеризую тургруппу в целом. И на этот раз, как и в большинстве других поездок, туристы оказались дисциплинированными, и обошлось без опозданий. Несмотря на то, что в группе были люди разного возраста, практически все с интересом слушали экскурсоводов. Видно было, что случайных людей в группе к счастью не оказалось, и подобрались те, кто действительно интересуется мировыми религиями. Такое всегда приятно не только гиду.


Работу турфирмы 'Вокруг Света' в целом оцениваю положительно. Это она разработала и предложила такой интересный тур, аналогов которому у других фирм я не нашел. Все организационные вопросы решены были на уровне. Серьезных замечаний к турфирме нет. Кроме традиционного – как всегда описание тура на сайте очень краткое и не вразумительное. Я не говорю даже о временной раскладке тура, которой нет (что, когда и в какой последовательности посещается). Но даже не упомянуты названия осматриваемых храмов (отсюда возможны неточности в наименованиях упомянутых в моем рассказе храмов). Не думаю, что посещаемые храмы меняются у фирмы от тура к туру. И тогда совсем не понятно, почему замалчивается эта информация на сайте. Короче, невнимание руководства 'Вокруг Света' к описаниям собственных туров, к сожалению, традиционно, и этот недостаток пока никак пока не устраняется.


Что еще немного огорчило, так это то, что солнышка в этот день мы так и не увидели. Но с другой стороны, и осадков к счастью не было (снега и слякоти тоже). А, учитывая, что мы ездили в последние дни ноября, нулевую температуру и пасмурное небо можно считать нормальным явлением для Москвы.


Итог


Мне понравилась состоявшаяся экскурсия. Основную цель она выполнила – мы получили общее представление о некоторых мировых религиях. Это здорово, когда за один день можно посетить 5 совершенно разных храмов, и воочию увидеть отличия в религиях. Замечательно, что почти везде мы имели возможность не только осмотреть храмы снаружи и внутри, но присутствовать на службе (кроме синагоги). Только жаль, что не все основные мировые религии в нашем списке присутствовали. Но если буддийского храма в Москве, по словам гида, вообще нет (есть только в Питере), то храм кришнаитов имеется, но с ними, якобы, не удается договориться о посещении туристов. И, к сожалению, не включен в программу тура храм староверов. А ведь, по крайней мере, один староверческий храм в Москве имеется (кажется, Покровский). Да, нам в недавнем туре по Нижегородской области гид-старовер говорил, что посторонних в их храмы не пускают. Но возможно не везде так – ведь тогда староверы действуют во вред себе, ограничивая приток новой паствы? Может удастся договориться с каким-нибудь староверческим храмом о его посещении? По крайней мере, мне было бы очень интересно лично сравнить традиционный православный храм и староверческий.


Разумеется, храмы разных религий лучше посещать в тех странах, где они доминируют. Например, виденные нами в Чехии и Италии католические костелы не идут ни в какое сравнение с московскими. И мечеть в Цитадели в Каире была намного больше, интереснее и красивее, чем в Москве. Но не все ведь имеют возможность выезжать за границу. Да и есть своя прелесть, когда в один день посещаются разные храмы и все впечатления свежи.


И еще одно хочу сказать. Сегодня, когда в наш цивилизованный век снова возникает проблема религиозного фанатизма, мне представляются особенно важными и актуальными подобные экскурсии. После такого обзорного тура проникаешься уважением к другим религиям. И вряд ли у кого после этого возникнут террористические намерения к иноверцам. Так мне кажется.


В завершение оценю состоявшийся тур исходя из личных субъективных впечатлений:
(5) - 'интересность' программы,
(5) - организация тура,
(5+) - стоимость тура (точнее соответствие цены и качества предоставленных услуг),
(5) - работа сопровождающего гида Мирошниченко и экскурсовода Ольги в синагоге,
(5-) - автобус и водитель (тесновато между рядами сидений).


nsp
nspnsp@mail.ru


Погода в Москве

Форум об отдыхе в Москве



Страницы: 1


  Статьи по теме:
  • Москва. Сокольники. Часть1
  • Москва. Кузнецкий мост
  • Москва. Китай-Город
  • Москва. Арбат и окрестности
     
  •  





    Туризм Top100 - путевки в Египет, туры в Турцию, Испанию, отдых в Тунисе, Греции, Таиланде, Чехии